Акваскейпинг морского аквариума. Рифрок дизайн. Практическая реализация.
Это продолжение статьи: «Акваскейпинг морского аквариума. Рифрок дизайн. Обзорная статья».
Рифрок дизайн — создание композиций из рифовых камней в морском аквариуме.
Для реализации всех идей статьи необходимо напомнить о законе золотого сечения.
Это универсальный закон гармонии в природе. Он проявляется во всем. Что же это за «жук», который есть везде, но которого не видно. Видно! Надо уметь смотреть.
Разделим отрезок на две части, если отношение большей части к меньшей будет равно отношению всего отрезка к длине большей части – это и будет наше золотое сечение. Числовое значение приблизительно 1,62 – это наше золотое число φ. Если же мы будем относить меньшую часть к большей и большую часть со всем отрезком, то это число будет 0,62 – 1/φ (выделяют еще понятие коэффициент Фибоначчи, он равен 0,38).
Математическим выражение этого закона является ряд чисел Фибоначчи: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, 610 – где каждое последующее число получается из суммы двух предыдущих. В начале ряда чисел (1-8) отношения последовательности Фибоначчи далеки от золотого сечения, но затем постепенно к ней приближаются.
А может это выдумка? Я лично сам 5 лет гонялся за этим золотым числом, тестируя людей и выискивая закономерности в нашем организме. Самый яркий пример — человек. Возьмите рулетку и померяйте расстояние от пола до пупка, от пупка до макушки. Вы удивитесь, но отношение расстояния от пола до пупка к расстоянию от пупка до макушки будет приблизительно равно отношению вашего роста к расстоянию расстояния от пола до пупка. Плохая новость для женщин – мужчины ближе к пропорциям золотого сечения. Пример полегче: померяйте расстояние от локтя до лучезапястного сустава и от локтя до кончиков пальцев. Соотнесите и получите приблизительно золотое число.
И чтобы окончательно убедить в природной целесообразности этого явления построим спираль Фибоначчи, используя прямоугольники Фибоначчи.
Совпадения или нет?
Также стоит упомянуть о видах баланса. Баланс предусмотрен не только для формы и размера предметов, но и для их цвета, образа, структуры.
Выделяют баланс:
- симметричный;
- ассиметричный;
- радиальный;
Наша аквариумная стезя направлена золотым сечением по колее ассиметрии. И дело тут не в камнях, а в будущем расположении кораллов. Не видел еще ни одной системы с симметричным расположением живности.
Теперь, когда мы знаем эту закономерность, применение его в аквариумистике зависит от нас, нашего терпения, умения, усидчивости. Интересно, что описанная выше закономерность характерна не только для визуальных объектов, но и для музыки.
Реализация знаний.
Начинается все с соотношения сторон дисплея. Очень популярны аквариумы 150*60*60. Это рисунок 5. Гармонично, не правда ли? А взять также 120*60*60 – это рисунок 4. Или размеры 120*50*50 – ближе к рисунку 5. Подсознательно мы в итоге выбираем верные пропорции. Естественно при сжатых финансах, при ограниченных квадратных метрах делаем то, что получается сделать.
Регулировать видимое соотношение сторон можно высотой грунта и поклейкой пластика у верхней кромки. Правильно используя эти хитрости, мы можем достичь максимально гармоничной картины.
Итак, система склеена и ждет наполнения.
Начинаем с вычисления зрительных центров переднего стекла. Проще всего это делать пользуясь правилом «8»: наш отрезок делим на восемь частей, пять из них дадут длинное плечо, а три оставшиеся короткое.
Для дна делаем тоже самое.
Категория «остров».
Один остров.
На выбор высоты нашего острова и проекционного расположения центра острова на дне влияют:
- объем камней и их качество;
- расположение аквариума по отношению к стенам помещения;
- расположение сливной шахты;
- правша или левша созидающий;
- личные пристрастия.
Форма самого острова может быть любой: начиная от круга и заканчивая каплеобразной.
Мне очень импонирует переход из точки «А» в точку «Г», и из «К» в «Н» в виде лагуны.
Или такой вариант:
Определимся с площадью, которую может занять остров на дне и при взгляде на переднее стекло. Все просто: это или 3/8 или 5/8 площади дна или переднего стекла. Учитывая, что это будет делаться на глаз (и это правильно), то можно просто прикинуть 1/3 или 2/3. Для выбора 3/8 или 5/8 необходимо знать будущую живность, которую желаете заселять. Если это кораллы, вырастающие до больших размеров и занимающие значительную площадь – выбор лучше остановить на 3/8. В нашем примере 5/8.
Для практической реализации вырезаем из картона прямоугольник идентичный нашему дну. Выкладываем наш остров, корректируем, рассчитываем центры острова с учетом золотого сечения (красная точка на рисунках), переносим в аквариум, совмещая рассчитанные центры на стекле с центрами острова.
На дне я не рисовал сам остров. Когда выкладывал камни ориентировался на разметку.
g]
Остров был сложен из 3-х ярусов камней. Камни разложены ярусами, чтобы избежать путаницы при выкладке в аквариуме.
Два, три и более островов.
Для этих видов рифрок дизайна бесчисленное множество вариантов. Все зависит от того, как мы приложим наши знания о золотом сечении. Как наглядный пример, приведу расчеты для двух островов.
Наши задачи:
- определить высоту островов;
- приблизительную площадь, которую они должны занимать на дне и проекционно на переднее стекло;
- взаиморасположение островов;
Острова могут быть:
- равными;
- отличаться незначительно;
- отличаться значительно;
Я определился, что два острова по площади будут отличаться незначительно.
Проекция на переднее стекло.
Начинаем с меньшего острова, для этого делим дисплей на две равные половины – В – В1. Далее высоту делим на 3/8 и 5/8 (отрезки К3-К и К2-К1).
Отрезок А-В делим по правилам золотого сечения. Высота первого острова будет Б-О. Далее определяем ширину. Левый край острова — отрезок А-Б делим по правилам золотого сечения. Для правого края острова делим отрезок Б-В – риски желтого цвета. Если позволяет объем камней, выбираем самые дальние от Б-О.
Пространство, которое будет занимать второй остров, это Г-Г1-Ж1-Ж. Высоту можно взять на уровне отрезка К1-К2, если позволяет размер аквариума и объем камней. Я же делаю высоту второго острова больше на коэффициент Фибоначчи 0,38 от высоты первого острова – отрезок Л-Л1. Далее делим отрезок Г-Ж на 3/8 и 5/8. Пересечение Е-Е1 и Л-Л1 будет нашей вершиной. Для определения ширины делим отрезки Г-Е (левый край острова) и Е-Ж (правый край острова) по правилу золотого сечения (рисочки серого цвета). Выбираем дальние от отрезка Е-О1.
Переходим к проекции на дно.
Делим дно поперечно на две равные половины отрезком А1-А. Для того, чтобы любоваться как плавают рыбы, оставляем свободное пространство у переднего стекла. Работать будем только с площадью Б-В-В1-Б1, делим ее ширину по правилам золотого сечения отрезки К-К1 и К2-К3. Если ширина аквариума маленькая (менее 50 см), используем для расчетов всю площадь дна (к в нашем примере на практике).
Чтобы найти центр малого острова, делим отрезок В-А1 по правилам золотого сечения. Определяем малый остров ближе к лицевому стеклу, на пересечении Г-Г1 и К-К1 находим его центр.
Для расположения второго острова работаем с площадью Д-В1-Б1-Д1. Аналогично ищем центр острова, но располагаем его ближе к заднему стеклу.
Как видите, высота второго острова в итоге совпала с линией 5/8 – сплошная гармония.
Если сделать прямые фото для каждого острова, то линия маркера на стекле почти идеально совпадет с контурами острова, за исключением выше описанной высоты.
Стена.
Тут все предельно ясно. Высота на 3/8, 5/8 или на всю заднюю стенку. Не забываем, что золотое сечение не любит симметрии, поэтому на дне границу камней делаем с выступами.
Склон.
Варианты следующие:
Одна сторона до верха, другая на 5/8 или 3/8.
Пару слов еще о некоторых принципах оформления.
Принцип рваного края – композиция не должна приобрести формы ровной геометрической фигуры: треугольника, круга и др.
Точка фокуса (зрительный центр) — это точка, к которой обычно притягивается ваш взгляд. Это не обязательно физический центр аквариума. В точке фокуса должно быть больше деталей и более насыщенные оттенки. Их может быть несколько. В поисках этих центров нам помогло золотое сечение.
Композиция — это соединение в единое целое нескольких разнородных частей, в основе которых лежит идея. Композиция должна четко выражать задуманную идею. Этот пункт говорит, что вид нашего аквариума должен сложить в голове, потом на бумаге, а потом уже реализоваться в жизни.
Итого.
Главное не привязываться к мелочам, а складывать камни стихийно, брать тот, который на первый взгляд подходит. Готово. Закрываем все двери и окна, чтобы никто не мешал, садимся в удобное кресло и созерцаем наше прекрасное творение. Если внутри «грызет» червячок – переделываем так, чтобы не было сомнений.
Примечание.
Очень многое зависит от формы, размеров, количества камней. Для примера брались камни с запасом около 40% для одного острова и 25% для двух. Ракушечник справа не использовался. Камни делал специально для статьи из цемента и песка.
При использовании СРК есть проблема. Обычно продавцы с интернет-магазинов присылают каменюки огромных размеров. Поэтому формы островов получаются более громоздкие. Хотя никто не мешает разделять большие на малые камни.
Надеюсь, эта статья поможет создавать по-настоящему завораживающие и притягивающие взгляд картины домашних морей и океанов. Не забывайте, когда мы вкладываем душу в наше творение, оно отвечает нам тем же. Всем успехов и гармонии.
1 комментарий к “Акваскейпинг морского аквариума. Рифрок дизайн. Практическая реализация.”